ШКОЛА
РОБОТОТЕХНИКИ В ЦЕНТРЕ «NERD»
обучение
робототехнике на платформе Arduino
РОБОТОТЕХНИКА
от робот
и
техника; англ. robotics
— роботика,
роботехника — прикладная наука,
занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся
важнейшей технической основой интенсификации производства.
Робототехника опирается на такие дисциплины,
как электроника, механика, телемеханика, информатика, а также радиотехника и электротехника.
ЧТО ТАКОЕ ARDUINO
Arduino — торговая марка аппаратно-программных
средств для построения простых систем автоматики и робототехники, ориентированная на непрофессиональных
пользователей.
На базе этой платформы ученики могут
конструировать и программировать модели электронных управляемых систем, не
вдаваясь в сложные вопросы схемотехники и
программирования на низком уровне. Причём эта уникальная инженерно-конструкторская
среда имеет низкий порог вхождения и не имеет потолка.
Создание управляемых устройств на базе
вычислительной платформы «Ардуино» даёт возможность
ученику освоить основные приёмы конструирования и программирования управляемых
электронных устройств и получить необходимые знания и навыки для дальнейшей
самореализации в области инженерии, изобретательства, информационных технологий
и программирования.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
ЗАНЯТИЙ РОБОТОТЕХНИКОЙ
Целесообразность занятий определяется:
- востребованностью специалистов в области
программируемой микроэлектроники в современном мире
- возможностью развить и применить на практике
знания, полученные на уроках математики, физики, информатики
- возможностью предоставить ученику
образовательную среду, развивающую его творческие способности и амбиции,
формирующую интерес к обучению, поддерживающую самостоятельность в поиске и
принятии решений.
ЦЕЛЬ
ЗАНЯТИЙ
- познакомить учащихся с принципами и методами
разработки, конструирования и программирования управляемых электронных
устройств на базе вычислительной платформы Arduino
- развить навыки программирования в современной
среде программирования (упрощенный язык С++)
- углубить знания, повысить мотивацию к
обучению путем практического интегрированного применения знаний, полученных в
различных образовательных областях (математика, физика, информатика)
- развить интерес к научно-техническому,
инженерно-конструкторскому творчеству
- развить
творческие способности учащихся
- Социальная составляющая, воспитывать умение
работать в коллективе. Умение решать
задачи в группе, взаимодействовать на уровне обсуждений, так и выполнения
практических заданий.
НА
ЗАНЯТИЯХ РАССМАТРИВАЮТСЯ ЗАДАЧИ НА ТРЕХ УРОВНЯХ
Классификация условная используется нами в
рамках нашего центра:
Первый уровень – «ТЕХНИК» (ученик понимает, что
надо делать и может воспроизвести без ошибок)
·
понимать заданные схемы электронных устройств и воспроизводить их
на макетной плате
·
понимать назначение элементов, их функцию
·
понимать правила соединения деталей в единую электрическую цепь
·
понимать ограничения и правила техники безопасности функционирования
цепи
·
понимать написанный программный код управления устройством, вносить
незначительные изменения, не затрагивающие структуру программы
Второй уровень – «ИНЖЕНЕР» (ученик понимает, может применить с
изменениями в похожей ситуации)
·
понимать заданные схемы («принципиальная схема» и «схема на макетке») электронных устройств и воспроизводить их на
макетной плате
·
понимать назначение элементов, их функцию
·
понимать правила соединения деталей в единую электрическую цепь
·
понимать ограничения и правила техники безопасности
функционирования цепи
·
модифицировать заданные схемы для измененных условий задачи
·
понимать написанный программный код управления устройством и
модифицировать его для измененных условий задачи
·
самостоятельно отлаживать программный код, используя, в частности,
такие средства как мониторинг показаний датчиков, значений переменных и т.
п.
·
записывать отлаженный программный код на плату Ардуино,
наблюдать и анализировать результат работы, самостоятельно находить ошибки и
исправлять их
Третий уровень – «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ» (ученик может
самостоятельно спроектировать, сконструировать и запрограммировать устройство,
решающее поставленную перед ним практическую задачу)
·
предполагает достижение результатов второго уровня и, кроме того,
умение учащихся самостоятельно проектировать, конструировать и программировать
устройство, которое решает практическую задачу, сформулированную учителем или
самостоятельно.
ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- аудиторные занятия в малых группах (10
человек и 2 педагога-наставника)
- основная форма обучения – это практическая
работа. Выполнение мини-проектов на каждом занятии как закрепление
теоретических знаний
- занятия построены на выполнении одного
большого проекта, в ходе реализации которого ученик получает необходимые знания
и практические навыки
- задания предполагают индивидуальную работу (у
каждого свой набор для занятий); в парах; совместную групповую работу
- для занятий в центре, каждый ученик получает
все необходимое (микроконтроллеры arduino, датчики, радиодетали,
компьютер с установленным программным обеспечением и т.д.)
ДИАГНОСТИКА
УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
- по результатам выполнения учащимися
практических заданий на каждом уроке
- по результатам конкурсных работ (в течение
изучения курса проводится несколько конкурсов)
- по результату выполнения главного проекта